YA TVOY SLUGA, YA TVOY RABOOTNIK (svshift) wrote,
YA TVOY SLUGA, YA TVOY RABOOTNIK
svshift

Category:

За упокой классического образования

-- Почему все наши последние космические ракеты падают ?
-- Потому что в интернете нигде не написано, как их строить...
                                                                                        
(c) Анекдот. 


Пришла ко мне племянница, которая учится в физ-мат лицее (в том же самом, который заканчивал и я), заниматься по информатике (кстати - они, как и мы в свое время, изучают Паскаль ! Turbo Pascal 7.0 !!! ) И показала мне просто дивную шпору: 

Более наглядной демонстрации, почему ЕГЭ вреден я еще в жизни не видел !!! 

Поясняю - в этих шпорах выписаны алгоритмы обхода элементов матрицы из указанного ее сегмента, например "из правой половины матрицы" или "выше главной диагонали", или оба условия вместе, и т.д. Причем выписаны почти все возможные случаи, которые встречаются в их задачах. 

т.е. если ей встретится условие задачи "Найти сумму всех элементов правее главной и побочной диагонали" -- она не сможет ее решить без этой шпоры!!! А если будет какая-нибудь конфигурация не предусмотренная этой шпаргалкой -- то все, аллес! Ни она, ни примерно половина из ее класса ее не решат !!!  Еще раз -- речь идет об физ-мат. лицее !!! Эти люди потом пойдут в физ.мат или инженерные вузы, строить ракеты !!!! 

Самый сок -- по словам племянницы, этим шпаргалкам уже пять лет !!! они передаются из одной группы Вконтакте в другую, а написали ее в классе с углубленным изучением информатики !!!!! в котором полкласса без нее тоже никуда !  

Если кто до сих пор не понял маразм произошедшего, попробую объяснить так: представьте себе задачу про трубы и бассейн  - типовая задача по математике для 4-5 класса. Так вот -- эта шпаргалка - это как если бы у вас были бы выписаны все возможные решения для всех возможных комбинаций труб и бассейнов !!! 

Сколько себя помню, а мы решали в свое время такие же задачи, у нас вообще не было проблем с тем, чтобы написать такой алгоритм. Проблемы были с синтаксисом, в основном. Пропустил точку-с-запятой -- минус балл! Забыл закрывающую скобку - минус второй балл. итого -- трояк! Примерно таким образом у половины нашего класса аттестат и "позеленел". 
Сейчас, если верить словам племянницы, точки-с-запятыми -- это последнее, что волнует их учителей сегодня. На носу (точнее - в самом разгаре) -- ЕГЭ !!! 



Племянница жалуется, мол, нас учитель заставляет выучить все эти варианты -- это же бред!?!?!? Да вот в том то и дело, что к сожалению, это необходимость. Представьте себе учителя, который объясняет на доске задачу, потом дает похожую, но с чуть другими условиями, а класс, чуть менее чем полностью не может ее решить?  Приходится заставлять выучить, ведь потом всем классом писать ГИА/Экзамен/Годовую контрольную. Иначе придется сокращать класс на половину, а в свете по-душевого финансирования директор за это не похвалит.... 

В отличие от известного школокритика  Ф.М.Моргена меня в школе учили в основном хорошие, высококлассные и внимательные учителя. Не повезло мне, пожалуй, только со школьной физичкой, которая как раз полностью соотвествовала стереотипам ФрицМоргена -- эдакая престарелая мисс Крабапвелл (подозреваю, что даже a_liq ее знает и мой старший брат!), только более экзальтированная -- физику она сама не знала совершенно - только то, что записано в методичке, но заставляла нас _ХОРОМ_ в классе повторять закон Ома: "И равно У делить на Эр". (не шутка !!!) - к счастью мне это не помешало заниматься физикой самому и решать задачи из "Лебедя Рака и Щуки" самостоятельно, а потом я и вовсе ушел в свой лицей.  Анализируя свой успех -- как так получилось, что я, человек, который почти не умеет читать (очень медленно! надо мной жена смеется...), и почти не умеющий грамотно писать (каюсь, даже мое выпускное сочинение правили мои одноклассницы-отличницы!), и тем не менее поступил на ФизФак МГУ и сейчас успешно там работаю ? причем - поступил без вступительных экзаменов - настолько я был умным! 

У меня есть подозрение, что этому я благодарен своей учительнице по математике, Красильниковой Наталье Владиславовне. В пятом классе у меня по математике с трудом выходила тройка. Это как раз задачи про трубы и бассейны, а также -- обыкновенные дроби! Считать я не умею. В принципе! Двузначные числа в уме -- уже никак! Тем не менее, в 6м классе у нас происходит переформирование классов - нашу параллель разделили на Математический, Гуманитарный и Базовый -- мода была такая. Старого министерства образования СССР уже не было, новое еще не начало ничего "регулировать" -- в школах царила тотальное безденежье и анархия - учителя делали все сами, министерство не мешало - все были счастливы. Чтобы не говорил Фриц про несправедливость физ.мат спец школ, на примере своей параллели могу сказать -- это не 90% "быдла" мешали учиться 10% "элиты", а наоборот -- 10% хулиганов мешали учиться 90% нормальным детям. Как только перераспределили классы - успеваемость многих из тех, кто перешел в "гуманитарный" и "математический" резко улучшилась несмотря на возросшую нагрузку. И я, что характерно, не стал исключением, а стал учиться на 4-5, и ездить на всякие предметные олимпиады. В нашем классе всего было 2 троечника (а каждого по 1-2 тройки в году) 

Первое что заставила нас сделать Наталья Владиславовна - купить учебники. Другие, не школьные, а сразу "Абитуриентские" для "поступающих в вузы", (да-да, в том числе и Сканави!!!) И стала нас учить сама, без учебника. На примере задачи про трубы и бассейны это выглядело так:
"Пусть x -- это призводительность первой трубы, а V - объем басейна. Тогда Бассейн заполнится водой за .... " -- решение задачи нас заставляли писать _полным_ и логически связным текстом. И так нас мучили целый год. Потом, когда началась геометрия, мы охотились за учебником Погорелова какой-то правильной редакции. Причем - наибольший упор делался на задачи с доказательствами. Нас учили доказывать теорему Пифагора, а не просто зубрить ее. Нас учили выводить формулу для косинуса суммы, а не запоминать ее, а через нее - выводить все остальные тригонометрические формулы. Все это происходило в самое критическое время -- 6-7-8й классы - время, когда 12-14 летний подросток учится искать закономерности. В итоге - когда в конце восьмого класса я пошел поступать в лицей - 4х часовой экзамен по математике я написал за полтора часа, чем вызвал недоумение преподавателей. С таким прекрасным багажом учеба в лицее прошла HTMLнезаметно, как и первые два курса ФизФака -- надо ли говорить, что с доказательствами на экзамене по мат.анализу у меня никогда не было никаких проблем.

Я не знаю, что не так с нашей школой. Мою племянницу и в школе и в лицее учат вроде бы те же люди что и меня - я почти всех их до сих пор встречаю и там и там. Но когда мы с ней решаем ее алгебру или физику или еще что-нибудь, мы всегда приходим к одному и тому же -- к обширнейшим пробелам в тех темах, что мы в свое время изучали в 6-7-8м классах. И что стало совсем недостижимым - заставить ребенка внятно и аргументированно рассказать собственное решение ! 

Пожалуй, главная вина учителей здесь в том, что они действительно не успевают за своими учениками. Вернемся к началу статьи. Племянница не только не пыталась разобраться в том, что в этой шпаргалке написано -- она даже не пыталась ее переписать своим почерком !!! Она просто скачала из интернета то, что было написано кем-то !  Почти на любой мой вопрос я слышу ее нытье "а нам не объясняли". Но я-то знаю, что все им объясняли, только они опять ничего не поняли. 

Если вы думаете, что это только "в этой стране" так, вы глубоко заблуждаетесь. Есть такая прикольная игра MineCraft -- по-сути - большая-большая песочница, в которой можно творить всякое. Граждане, которые находят очередной способ что-нибудь сотворить, часто снимают об этом ролик и выкладывают в ЮТюб. По ходу увлечения я такие ролики обильно смотрел, и обнаружил, что современные англоязычные подростки точно также не могут нормально рассказать о том, что они сделали,  как и моя племянница, в отличие от великовозрастных гиков (т.е. таких как я), у кого детство прошло без "Фейсбука". 

У меня есть одна теория на тему того, почему так: 

предупреждаю: теория абсолютно антинаучна, и базируется исключительно на моих собственных искаженных представлениях о мире, почерпнутых преимущественно из американских мультиков про Южный Парк, конспирологических якобы-документальных фильмов и случайных статей в интернетах, которые я таки осилил прочесть. Никаких ссылок в поддержку моих тезисов не будет. Все сказанное является сильным упрощением реальности !!! 

Чем отличается человек от обезьяны:  прежде всего речью. Мы учим детей не только показывая им, как надо, но и рассказывая. Обезьяны, даже если умеют говорить на языке жестов, например, своих детей учить языком не будут. Вторая сигнальная, епт! 

Наличие языка стало возможным благодаря побочному эффекту от другого скилла - Воображения. Изначально воображение нужно было зверю только затем, чтобы моделировать мир, моделировать поведение других членов стаи, хищников, добычи, и т.д. - благодаря чему наши предки стали превосходными охотниками. В лесах джунглей язык особо не нужен - одиночные охотники прекрасно справляются со своими обязанностями. А вот в саванне, где групповая охота и групповое выживание - суровая необходимость, необходимо общаться. И с тех пор стал появляться Язык! Воображение этому очень способствовало - надо же где-то хранить языковые образы? Надо иметь механизм для интерпретации речи -- вам, например, рассказывают историю, а вы в своем воображении можете ее визуализировать. 

Таким образом, Язык и Воображение зависят друг от друга. Развитие одного влечет развитие другого. Раздутое воображение заполняет нашу модель мира мифами или религией. Язык нужен, чтобы эти мифы и религии передавать дальше, и т.д. Так было до недавнего времени. Пока телевизор стоял не в каждом доме, и пока средства компьютерной визуализации были недоступны широкому обывателю - все было ровно так. (хотя уверен, что примерно по этой же причине в прошлом веке брюзги, вроде меня, пеняли на вред телевидения на развитие воображения) Сейчас нам не надо воображать что-либо читая книгу или слушая бабушкины рассказы -- проще посадить ребенка за мультик или за игру, где все уже воображено заранее. И никто не думает о том, что именно дефицит прокачки воображения и приводит к той деградации классического образования, которое на него сильно рассчитывает. 

Вернемся к началу статьи -- чтобы решить такие задачи надо обладать ни какой не математической логикой, как считают некоторые "гуманитарии", а наоборот -- для успехов в математике жизненно необходимы хорошее воображение и хорошо прокаченная интуиция. Строгая логика и хорошая память -- это требования как раз гуманитарных предметов ;-)  Если быть еще конкретнее -- для того, чтобы успешно решать задачи по программированию, нужно вообразить себя на месте компьютера, "пошагово" выполняющего вашу программу. Чтобы решить задачу по алгебре или геометрии - воображение ваш лучший друг!  Какой подход применить для решения той или иной задачи -- за это как раз и отвечает "математическая интуиция", потому что никакой логикой это постичь невозможно. С интуицией проще -- она прокачивается тупо экспой, т.е. опытом решения подобных задач. А вот с воображением намного сложнее -- ее можно развить только в детстве, в 4-7 лет, в возрасте, когда у ребенка формируется нормальный разговорный язык. И Школа тут уже бессильна -- это могут сделать только родители или бабушки -- рассказывая сказки, и заставляя ребенка рассказывать сказки в ответ, развивая и Язык и Воображение. 

Не верите --  проверьте сами! Не обращали внимание на то, насколько складно и красиво говорят деревенские жители ? Я имею в виду из нормальных, культурно-активных, поддерживающих собственный фолклер, а не спивающихся деревень ?  Я не читал и не слышал ни одного интервью с Бурановскими Бабушками -- но уверен, что говорят они прекрасно, да еще и на двух языках (русском и удмуртском). А как складно писали письма труженики села Товарищу Сталину ?  Или вы думаете, что это писали специально-обученные большевистские филологи ? 

Собственно - это и есть мое главное предложение по реформированию школы - школе придется не просто тренировать навыки, как раньше, а еще и компенсировать то, что раньше делали родители с детьми дома сами. В силу стремительно меняющегося технологического уклада - как раньше уже не будет. 


Tags: zeitgeist, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments