?

Log in

No account? Create an account

A Trusted Friend in Science

Kein Macht Für Dich Menschen

Previous Entry Share Next Entry
Вьетнам, часть 1. про Хошимин.
svshift
Планирование отпуска начиналось, как обычно, с тщательной разведки местности через Google Earth и TripAdvisor. Изначально предполагался сложный маршрут с заездом в Ангкор-ват и Сингапур. Затем, по ходу выяснения новых подробностей местного богатого досуга, и экономии для, маршрут сократился до двух пунктов - четыре дня в Хошимине, и почти две недели на пляже в НяЧанге.




Билеты на самолет я купил по-привычке через интренет, а вот для заказа отелей и экскурсий я воспользовался услугами местной вьетнамской турфирмы "Красное Солнце" (Red Sun Travel), с директором которой у меня внезапно случилась довольно живая и эмоциональная переписка, которая вылилась в то, что отели мне обошлись дешевле чем через Booking.com, и в другие приятные скидки и подарки. (Для надежности рекомендую звонить на вьетнамский номер через скайп, предоплата прекрасно проходит через Сбербанк.) Диалогу и хорошим отношениям способствовало не только ее знание русского языка, но и моя основнная профессия -- быть Сэнсеем на Востоке по прежднему почетно!

В Домодедово добирались Аэроэкспрессом. Позже, проезжая длиннющую пробку, на Каширке, и длиннющую очередь которая традиционно формируется садистами-огородниками в пятницу вечером перед последним светофором перед аэропортом (кажется, поворот на дачи в Востряково, который периодически закрывается на шлагбаум для нашего же аэроэкспресса), поняли, что это было стратегически верное решение. Комфортно ехать на стремительном поезде и смотреть на стоящие в бесконечной пробке машины – приятно.

1. ремонт на павелецком вокзале

Домодедово уже не торт. Когда мы им вылетали 4 года назад в отпуск на почившей ныне WindJet – он нам казался образцом аэропортов. А сейчас -- во-первых, из-за ремонта, который создает много узких мест, и многочисленные давки. Во-вторых – из-за тупых авиакомпаний, вроде S-7 которые ставят терминалы самообслуживания, которыми никто не пользуется, прямо на проходе в узких местах. В третьих -- катастрофический дефицит тележек. Из-за ремонтов, потоки улетающих и прилетающих пассажиров пересекаются друг в друга. В общем – в настоящий момент Домодедово представляет из себя такой же перегруженный тесный сарай, как, например, Хитроу-4. Отремонтированный Шереметьево D,E,F намного удобнее. Посмотрим, что получится после ремонтов и перестройки, а пока только предполетные пинты Гиннеса способны настроить на позитивный полет.

2. Преполетная пинта

В самолетах Vietnam Airlines очень вкусно кормят, особенно если сравнивать с аэрофлотовским авиакормом. Долив пива или вина после осушения стакана производят молча, т.е. без напоминаний, и даже немного навязчиво. Но при этом на маршруте Москва-Хошимин в 777е боинги установлены какие-то экстремально неудобные кресла - пришлось подушку положить под спину.

Соотечественники, летящие в отпуск, сразу одеваются по-куротному, т.е. летят в шлепанцах и трусах. А на борту самолета работает кондицинер, причем так остервенело, как будто в последний раз. Мерзнущие соотечественники кутаются в многочисленные одеяла, и к середине полета начинают дружно хлюпать носами. После ужина, когда выключают свет, и весь салон готовят ко сну, кондей выключают, становится тепло, и даже немного душно - заснуть невозможно. Утром перед завтраком снова остервенело включается кондей, и половина контенгента прибывает на место отдыха основательно простуженными. Выработанная годами привычка летать самолетами в теплых носках в любую погоду не подвела меня и в этот раз. Кстати - на местных авиалиниях Vietnam Airlines в аэробусах кресла нормальные, и климатических пыток никто не устраивает.

Еще соотечественники из числа яблодрочеров радовали оба рейса туда и обратно. Как известно, во время влета и посадки просят выключить все электронные приборы, и не только телефоны в режиме передачи, а вообще все. Причина этому весьма весома -- я приводил полную статистику (см. http://svshift.livejournal.com/110680.html). Но почему-то именно русскоговорящие обладатели айфонов, айподов и айпадов считают, что их прибор - совсем не электронный, и выключать его не надо, и, не смотря на требования экипажа и просьбы пассажиров, нервничающих рядом, остервенело фоткают айфонами взлет и посадку. Да-да, я специально присматривался – именно АйФоны и АйПады, и именно в руках соотечественников. По пол-дюжины клинических случаев по дороге туда и обратно в непосредственной близости от себя. Правда вьетнамские стюардессы, видимо, боятся проявлять настойчивость, и на выключении ай-хлама не настаивают. Насколько я знаю, еще ни одного случая наводок со стороны ай-продуктов на бортовую электронику не зафиксировано, но в соотечественниках явно буйствует дух естествоиспытателя.

Многовековых достопримечательностей или исторических центов города в старо-европейском смысле тут особо нет. Во-первых - Сайгон сравнительно молодой город, основанный французами для своих, сугубо колониальных целей. Во вторых - колониальная власть тщательно старалась вывозить все сколь-нибудь интересное или археологичное – все это давно в Лувре. В третьих - все, что не вывозилось, колониальная власть старательно разрушала, например буддистские пагоды или монастыри (с целью распространения католичества). Большинство действующих храмов относительно современные. Ну и американы во время последней войны весьма помогли. Все самые интересные экскурсии - загородные - дельта Меконга, партизанские туннели, природные парки -- все за городом.

Для проживания в Хошимине был выбран отель Thien Xuan (Тхиен Сюан). Во-первых, о нем очень тепло отзывались на tripadvisor. Во вторых - он очень удачно расположен - многие достопримечастельности в шаговой доступности. В третьих - сравнительно недорогой. На поверку все оказалось как мы и ожидали – чисто, уютно, сравнительно просторная комната, прекрасный, вежливый и очень учтивый персонал, многие хорошо говорили по-английски (русскоязычного персонала не было) просто отменный заврак на крыше 10го этажа, и сравнительно тихая улица (насколько это возможно с мопедным траффиком)

 Вид с крыши отеля за завтраком.                                  Соседняя улица                                
3.    4. 


Город очень зеленый. Высоченные красные деревья по обочинам городских улиц смотрятся просто сногшибательно. Обилие парков, и огромного количества мест для парковки мопедов/мотоциклов наверняка понравились бы блоггеру Варламову. Тротуары выложены плиткой. А вот местные кабельные коммуникации он бы не оценил, да.

Кошмар коммунальщика: 
5.  6.
7. 8.
9.  10.  


Почти весь Вьетнам живет по принципу "чисто не там где не сорят, а там, где убирают". Мусорят все, с удовольствием и сознанием дела. Вот уходишь ты в вечерний променад по Сайгону, и тут хозяйка местной рыгаловки как выплеснет ведро креветочных очисток прямо на дорогу перед тобой! Ну или с балкона сверху чего прилетит. Но уже через пятнадцать минут пройдутся дворники и будет чисто. В отличие от Нового Орлеана, где летом также влажно и жарко, на улицах не пахнет гниющим мусором. Весь город с утра до вечера вкусно пахнет едой: Жареным рисом, пронзительными нотами тропических фруктов, особенно - дуриана, а также жутко вонючим, но дико вкусным рыбным соусом. Народ прямо на улице устраивает импровизированные мангалы из ведер и угля, и жарит на них всяческое. Идешь по улице, и такое впечатление, что вся страна постоянно жрет! А если не жрет -- то спит. Когда при этом умудряются работать и строить социализм - непонятно.

11. Люди готовят еду прямо на улице


12. Уличная забегаловка

13. уличная лапша

14. Разноцветный вареный рис на ночном рынке
 

15. Тихий час у мотомастера.


16. Сиеста
17. Хошиминская сторожевая. 

С едой тут полный порядок. При условии что в Сайгоне мы ужинали все время в одном и том же кабачке рядом с гостинницей, каждый раз ужин получался совсем разным. Макдональдс как-то не нашли, из западного фастфуда весьма популярен KFC и пицца. Решительно не понимаю соотечественников, жалующихся на однообразие местного рацона, мол "один рис и лапша". Смартные пацаны в нашем лице в первый же день разведали местный гриль, и больше ни на что не жаловались. Кстати - самая вкусная кухня здесь - центрально-вьетнамская! Рекомендую к посещению места где есть меню "в стиле Хюэ". 

18. Повара-затейники 

Общепит у центрального рынка Бен Тхань:
19. 
20. 
21. 

из интересных продуктов, про которые никто не пишет, но которые мне понравились:
-- детеныши мидий (baby clams). можно добыть в сушеном или консервированном виде. Если хорошо прожарить - получается как семечки, только нажористее, и ракушки еще мягкие и съедобные. Из них готовят всякое.
-- Хлебное дерево. по-виду родственник дуриана, только зеленый, и пахнет не так пронзительно, хотя и ярко. На улице продают целиком и чищенными порциями, в магазинах продают из него чипсы - очень вкусные.
-- тапиоковый крахмал. С ним делают десерты (желе) и пельмени. Очень вкусно.
-- смесь молотого арахиса, соли и перца -- с ней полагается есть фрукты.

диапазон цен разный. от $3 за обед в сетевой лапшичной до $20 за посиделки в популярном гриль-баре. Подозреваю, что еще дешевле еда стоит у уличных торговцев, но мы были не на столько любопытны.

При этом страна в целом не бухает. Запах перегара, прокисшего пива пролитого на улице, или пьяной блевотины, каким меня в свое время встретил Лондон у вокзала Виктория, здесь отсутсвует. В барах местные пьют в основном ледяной кофе, фруктовые и йогуртовые коктейли. Если абориген пьет мохито - значит богатый, и поедет домой на такси -- бухать при езде на мотоцикле/мотороллере/мопеде как-то не сподручно. Бомжи не бухают, а подросткам тут забыли объяснить в телерекламе, что "ходить за Клинским" -- это модно.

Тем не менее бухло тут производят довольно качественное. Местное пиво "Saigon" или "333" и Далатское вино очень даже, не говоря уже про рисовую водку или прочие настойки. Если пиво и вино население еще более-менее потребляет, то все крепкое -- это уже или лекарство или для лекарства. Змеиные водки и прочие настойки рекомендуется пить строго в терапевтичских дозах. Особенно надо быть аккуратным с кокосовой водкой -- сладкая и вкусная как конфетка, убраться можно только так. Пьяного вьетнамца еще не встретили. Курят здесь тоже не много. Правда, немногочисленные курящие вьетнамцы совсем не умеют держать дистанцию.

Даже в самую жару вьетнамцы, и особенно вьетнамки часто одеты в одежду с длинным рукавом, иногда даже в куртки или толстовки (в +35!!!!), и почти всегда на улице носят повязку на морду это чтобы солнце и ветер кожу не старили, и чтобы пылью на дроге не дышать. Заметьте - это без всякого шариата над головой -- т.е. добровольно! И в чем-то я их понимаю -- в том же Марокко, когда я первый раз вылез под нещадно палящее зенитное солнце, я сам захотел там закутаться в паранжу. Купаются в море и в бассейне часто одетыми, т.е. как были в рубашке и джинсах, например, так и полезли. При этом, если сравнивать с Москвой -- я бы не сказал, что в Сайгоне как-то особенно пыльно. По моим ощущениям, на наших оживленных дорогах и улицах пыли и гари гораздо больше.

Помимо очень теплого отношения к русским вообще, в свете помощи в войне с американцами особенно, и в связи с последними достижениями взаимного сотрудничества в частности, Вьетнамцы - братский нам народ во всех отношениях.
У русских и вьетнамцев есть еще одна общая черта -- мы непобедимые народы, особенно в войне с превосходящими силами высокоорганизованного противника. Есть мнение, что всем непобедимым народам присуща одна главная черта -- неосмысляемое сочетание упертости и расп###йства. Строгость местных законов тотально компенсируется всеми подручными средствами, начиная от взяток гаишнику (например, 10$ за невключенный поворотник во время даже не обгона, а объезда! другой машины в потоке), заканчивая их тотальным игнорированием.

Самый ахтунг - это дорожное движение. Со стороны смотрится как если все едут куда хотят. обгон по встречке? это детский сад! Мастера на велорикшах и такси тупо прут навстречу потоку, яростно бибикая или размахивая руками.
Основной трафик - это мопеды, мотоциклы и мотороллеры. Легковых машин сравнительно мало, общественный транспорт в виде автобусов есть, но популярностью не пользуется. Не смотря на это, пробок почти нет, потому как место используемое одной автомашиной легко вмещает штук пять-шесть мотоциклистов. Автомобиль здесь пока роскошь. Большинство легковых машин на улицах - такси, а большиство автобусов - туристические. Кроме того два пересекающихся потока друг друга не блокируют, поэтому даже в часы пик пробок почти не бывает. 

Примерно в таком же стиле пешеходы переходят дорогу -- если надо переходить -- не жди ни кого справа и слева, а тупо иди вперед. "Не трамвай - объедет" - главное правило дорожного движения. Главное - по-чаще бибикать, чтобы другие тебя заметили. Основной транспорт для туристов - такси. Оно тут почти все лицензрованное, кондиционируемое, со счетчиками. мин. проезд - 15 руб. другой конец города или в аэропорт - 500р. Для экстремалов есть многочисленные easy riders. 

Вьетнамцы вообще крайне небрежно относятся к безопасности. Им повезло, что они не знакомы с Онищенко. Его сюда вообще пускать нельзя, его тут удар хватит. Какие такие детские кресла ? (на мопедах, бггг...) А уж уличные агрегаты по выжимке тростникового сока -- вообще беспредел антисанитарии! При посадке в самолет ни кто не заставляет выключать айфоны и айподы, ни каких тебе safety drill, не то, что нудные бриты из Риан-эйр "а вы знаете что сидите рядом с аварийным выходом? А вы знаете, что нужно делать?...Вас же просили выключить ВСЕ электронные устройства!!!". В аквапарке ответсвенные сотрудники вообще тупо спят. Сиеста ! На стройке перелезать на шпагате между брусьями лесов -- зачем еще какая-то страховка? 

22. Пристегните ремни безопасности, бгггг.... 


23. Тетя Ася приехала!
 

24. Пересечение потоков на перекрестке


25. Пикник на обочине. 
 

26. Если кто-то не принес еду с собой - ее можно купить прямо тут, приготовленную на ведре с углями. 


27. Парк "имени 30го апреля", рядом с Дворцом Воссоединения. Утром тут будут делать зарядку и ушу. 
Кстати - алкоголя почти ни у кого нет. Кофе со льдом, тростниковый сок, чай, фруктовые соки и коктейли. 

Дышать пылью нельзя, а жрать печеную кукурузу, которую покупают у старушек, и которая пылится полдня у оживленных перекрестков -- можно. Ну или хрустящие рисовые лепешки, которые вообще хрен знает где сушатся полдня на грязных циновках. Или жаренных лобстеров, которые неизвестно когда умерли своей смертью. Обувь, которая вечером продается на рынке Бен Тхань, днем штопается прямо на улице за этим рынком ! 

По наблюдениям -- тут практически отсутсвуют гастарбайтеры как класс.
Дворники, официанты, строители - все местные. Ну только в индийских ресторанчиках готовят, по понятным причинам, индусы. А так -- на стройках отсутсвуют бытовки, как вид! Они там не зачем -- после окончания смены усталый вьетнамский строитель садится на мопед и едет домой к жене и к ужину! А днем благоверная принесет ему на стройку бидон/термос кипящей лапши на обед! Ну или местные бабушки какие-нибудь.

В целом не принято нищенствовать и просить милостыню. Все чем-то заняты. Кто еду делает, кто фрукты продает, кто стоит на перекрестке с гаечным ключом наперевес чинить мопеды, кто туристов на велорикшах катает - все при деле. Во всем хошимине у центрального рынка нашли ровно одного просящего милостыню, и то безногого.

Центральный рынок  "Бен Тхань".  
28.  29. 
30.  31. 
32. 33.
34. 35.
36.  37.
38.39.
40.  41.   42.
43.  44.
45.  46. 

Хошимин очень быстро строится и меняется буквально на глазах. Хлипкие лачуги из кровельной жести и пальмовых листьев сменяются нормальными многоэтажными микрорайонами. Недвижимость в сайгоне лишь раза в два-три дешевле чем в Москве. На левом берегу реки Сайгон строится местное Сколково, куда проведено мощное современое платное шоссе, которое соединяет его с городом через подводный тоннель. Начато строительство метро, причем не без участия родного Метросторя. Последние несколько лет начаты несколько эпичных дорожных строек, включая скоростную ЖД-магистраль Ханой-Хошимин, причем на Синкансэнах, на смену старой французской одноколейке. Есть мнение, что сюда стоит поторопиться помотреть на его неповторимый колорит, подозреаю, что уже через 10 лет это будет уже совсем другой мегаполис.


 Башня финансового центра. На 49м этаже - смотровая площадка.
47. 48.

49. 
 Вы бы поселились в отеле "Хамы" ?.
50. 

51. 52.

 католическая пагода                                  индуистская пагода
53. 543. 

Местная пагода                                        Жертвенные рыбки
 55. 56.

Потребители жертвенных рыбок                                    самый большой в мире черепаховый суп ?
57.  58.
59. 60. 61. 

62. лауреаты звания "Любимые внуки дядюшки Хо".
.

Дядюшка Хо.                                                           Бар "Голубая Устрица". тот самый !!! 
63.   64.
детский сад:
65. 66. 67.
 
68. 69. 
70.  71. 

смотровая площадка финансового центра ночью. 
72. 

Продолжение следует....